Волнующее слово поэта, тревожащее душу…

Воспитание свободной творческой личности средствами искусства поэзии, театра, художественного слова, воспитание на лучших образцах классиков Востока и национальной поэзии является одной из основных магистральных линий деятельности столичного театра студии «Дийдор» под руководством известного режиссера Баходыра Юлдашева.

Поэзия сложный род литературного творчества. Её характеризует интенсивный  образно-ассоциативный строй мыслей и чувств. Ритмика стиха, чередование рифм, музыкальность придают ей особую прелесть, обаяние. Поэтический театр помогает научиться понимать поэзию и выражать это понимание в выразительном прочтении поэтического произведения. Актеры театра студии «Дийдор» проявляют огромный интерес к поэзии, что в свою очередь, безусловно, развивает фантазию, воображение и вместе с  тем обогащает душу.

Поэтический театр – это театр, умеющий определенную деталь, предмет сделать элементом сценического действия, театрального замысла. Поэтическое мышление метафорично. Театр воспринимает от поэзии метафору, как и поэзия, он ищет точную яркую деталь, в которой концентрируются идеи целого.

Слово и действие – главные составляющие литературного театра. В основе лежит стремление понять смысловую основу стихотворного текста и найти точную эмоциональную направленность словесного действия.  И на этом пути необходимо понимание, что есть искусство звучащего слова, понимание образной палитры автора, подтекста, ассоциативного ряда. И это помогает в овладении не только мастерством слова, но нахождения верного логического ряда стихотворного письма, оценки событий данных автором и далее определения исполнителями сверхзадачи. Все это, в конечном счете, является своеобразной школой мастерства актера. Поэтому и не случайно появление поэтической композиции на этой сцене: «Ёдим синиклари»» в постановке Б. Юлдашева.

Как вскрыть внутреннюю жизнь действующего лица, если это лицо поэт Зульфия? «Ёдим синиклари»» так называет свою композицию Б. Юлдашев и последовательно выстраивает через стихотворный ряд поэзии Зульфии драматическую судьбу женщины, испытавшей в жизни все горести, страдания и вместе с тем познавшей, что есть достоинство и величие славы, признание народа.

8

Женщина считается  прародительницей  всего  прекрасного  на  земле.  Ведь  недаром  у  знаменитых  писателей  и  музыкантов  Муза – это  всегда  Она,  женщина. И  именно  женщина  даёт  нам  в  жизни  всё,  что  у  нас  есть,  и  в  первую  очередь  саму  жизнь. Своей  добротой,  нежностью  и  заботой  она  прививает  нам  любовь  к  жизни,  в  трудную  минуту  всегда  придёт  на  помощь,  даст  совет,  наставит  на  путь.  Женщина – нежное  и  хрупкое  существо,  которое  при  необходимости  может  стать  защитником  всего,  что  ей  дорого. Рано потеряв мужа замечательного поэта Хамида Алимджана,  Зульфия осталась одна с детьми и посвятила свою жизнь им и поэзии.  Она отказалась от личной жизни ради счастья своих детей. Такова была наша замечательная поэтесса Зульфия. Её имя уже вписано в золотой фонд узбекской поэзии. Её стихи будоражат мысль, чувства, заставляя сопереживать её героиням. Сколько боли, грусти, печали в строках её стихов.

IMG_3268

В литературной композиции «Ёдим синиклари»» участвуют – заслуженная артистка Узбекистана Г. Юлдашева и молодые актеры студии «Дийдор». Художник С. Седухин выстраивает на сцене что-то вроде чулана, а может быть заброшенной комнаты, заполненной старыми ненужными вещами. Но именно эти вещи скажут о многом в процессе развития действия. Стопка книг на старинном деревянном резном столе, дутар, картины, лампа с керосиновым фитилем, старый чапан. Сверху свисают оголенные ветви деревьев. Они разбудят память героини, подтолкнут к воспоминаниям.

Нужно сказать, что композиция составлена из стихов, написанных поэтессой в разное время. Последовательно воссоздается судьба женщины, в которой чередуются события юности, отрочества и зрелости. Картины жизни, отраженные в поэтических произведениях автора, окрашены сильным, взволнованным чувством исполнителя. В них эмоциональность, лирическая интонация, которые передаются зрителю, заставляя его сопереживать происходящему.

Впитывая стих поэтессы, актриса превращается в действующее лицо спектакля. В незаметных как будто деталях, намеках, акцентах проявляется  атмосфера действия и настроение, возникают чередой мысли о счастье, о времени, радости, горе, страданиях, пронизанных мудрым просветленным пониманием жизни. Героиня рассказывает о себе откровенно и просто, искренне и доверительно, как если бы беседа шла один на один.

Г. Юлдашева появляется на сцене в черном строгом платье с белой шелковой накидкой на плечах. Это гордая, статная, женщина, начнет задумчиво и задушевно читать стихи Зульфии и начнут оживать в её памяти  – мать, отец, брат матери, родные и близкие ей люди. Спектакль идет в неторопливом, неспешном ритме. Есть даже некоторая замедленность в движениях и пластике исполнителей, которые предстают в воспоминаниях Зульфии. Они как некие символы.

20

Мать в исполнении Н. Нарзиевой выражает спокойствие, уравновешенность. Отец – Р.Хайдаров будет сосредоточенно молчать и не промолвит ни слова. Невеста М. Сафаевой – смирение и покорность судьбе. А Ильес Арабов предстанет самым близким и верным Зульфие человеком, её мужем. В нем искренность, нежность, внимание.

10

Особо хочется отметить телевизионную версию «Хотирам синиклари»», снятую Абдукаримом Мирзаевым, который выступил и как режиссер и как оператор. Эта композиция недавно была показана многомиллионной аудитории телезрителей нашей страны. Надо сказать, что А. Мирзаев сумел сохранить на экране все достоинства поэтического произведения, используя выразительные и изобразительные средства телевидения. Режиссер использует крупный, средний, общий планы, наплывы, двойную экспозицию. Все это существует в органическом единстве с происходящим действием на сцене, сохраняя  смысловое и стилистическое единство поэтического театра.

Хочется надеяться, что телевидение, которое так щедро предоставляет свой экран инсценированной поэзии, создаст еще более интересные, запоминающиеся работы в этом жанре и не утратит к нему интерес.

М.Т. Туляходжаева, доктор искусствоведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.